Расстраиваться точно не стоит: даже к самым трудным заказчикам можно найти свой подход. Управлять ситуацией помогут 5 простых правил.
Не бойтесь говорить «нет»
Первое впечатление редко бывает обманчиво — обычно уже при первой встрече становится ясно, что из себя представляет клиент. И если вы понимаете, что никак не сможете поладить с заказчиком, просто откажитесь от сотрудничества. Так вы сэкономите собственные нервы и сохраните время и силы для других клиентов.
Спокойствие, только спокойствие
Пытаться доказать что-то разъяренному клиенту — гиблое дело. Чем сильнее накал эмоций, тем хуже работает рациональное мышление. Поэтому будьте спокойны, не вступайте в горячий спор и старайтесь увести диалог в мирное русло. И только после этого пытайтесь логически доказать свою правоту заказчику.
Зафиксируйте все условия и договоренности
Чаще всего претензии возникают из-за размытых требований и необоснованных ожиданий. Чтобы обезопасить себя, составьте бриф вопросов и запросите всю необходимую информацию в письменном виде. В ходе работы также старайтесь фиксировать все новые правки и решения. Это поможет избежать недопонимания и претензий, если что-то пойдет не так.
Предоставьте прописанную смету
Некоторые клиенты любят сбивать цену. Разумеется, не стоит совсем отказываться от скидок, но и постоянно идти на поводу у этих просьб нельзя. Лучше детально прописать, из чего складывается стоимость проекта, а затем обосновать стоимость услуг.
Не давите на клиента
В рабочих отношениях, как и в физике, действует закон Ньютона — сила воздействия равна силе противодействия. Стараясь убедить заказчика в правоте, легко потерять контроль и начать давить на него. Естественной реакцией будет отрицание, неприятие и, как следствие, конфликт. Старайтесь действовать мягко, через диалог и логические обоснования.