Техника 4 «Л»:Для проведения ретроспективы соберите всю команду вместе и разбейте ваш рабочий флипчарт на 4 части. Каждая из них соответствует четырем английским L — разделам ретроспективы:
Liked — то, что команде понравилось в работе;
Learned — то, чему команда научилась;
Lacked — то, что можно было бы сделать лучше;
Longed For — то, чего недоставало в работе.
Члены вашей команды должны оставить свое мнение по каждому из разделов. После этого следует групповое обсуждение.
Метод катераНарисуйте на вашем флипчарте катер и спросите вашу команду:
«Если наша команда — это катер, то какие якоря тормозят его и не дают двигаться быстрее и лучше?». Затем каждый член вашей команды пишет свои варианты на стикерах и прикрепляет их под лодку. Получаются некие «якоря». Это хорошая отправная точка для обсуждения.
Следующим шагом является поиск того, что может заставить наш катер двигаться вперед. Это позволит вам не зацикливаться только на негативе. Спросите у команды:
«Какие дуновения ветра способны надуть паруса нашего катера, чтобы он поплыл?». По той же схеме попросите прикрепить их варианты над катером рядом с парусами. Так вы превратите каждый из якорей в цель: в то, чего не хватает и чего хотелось бы добиться.
Стоп-старт-продолжитьЭто один из самых простых, но не менее эффективных способов проведения ретроспективы. Попросите каждого из членов вашей команды определить активность, которую команда должна:
- начать делать
- прекратить делать
- продолжать делать
Формат может быть разный: фасилитатор (тот, кто проводит ретроспективу) может попросить участников записать свои ответы на листок или же спрашивать каждого по очереди. Можно сосредоточиться только на одном из пунктов, например, на том, что нужно прекратить делать. На завершающей стадии команда голосует по выбранным пунктам и определяет, над чем она будет работать в ближайшее время. На последующих ретроспективах вы можете вернуться к результатам прошлой и посмотреть, что получилось, а что нет.
Ретроспектива в одно словоДанная техника подходит для тех команд, где наблюдаются проблемы с коммуникацией. Это могут быть личные недопонимания либо же объективные факторы: закрытые и молчаливые сотрудники.
Суть этого подхода заключается в том, что каждому члену команды необходимо суммировать свое впечатление от проделанной работы в одном слове. С очень большой вероятностью по мере продвижения возникнут вопросы и завяжется дискуссия. Это именно то, что нам и нужно в неразговорчивой команде! Зачастую такая техника является хорошей разминкой перед более серьезной и глубокой ретроспективой.
Квадрат выученных уроковТехника «Lessons Learned» позволяет взглянуть на определенное событие или период времени с точки зрения соотношения запланированного и достигнутого.
Поделите флипчарт на 4 зоны: проведите горизонтальную линию, где слева будет написано
«Планировали», а справа
«Не планировали». Далее проведите вертикальную линию, где сверху будет написано
«Получилось», а снизу
«Не получилось». Таким образом, вы получите 4 квадрата:
- планировали и получилось;
- не планировали, но получилось;
- планировали и не получилось;
- не получилось и не планировали.
Попросите каждого члена команды на стикерах написать комментарии и расположить их на флипчарте так, что чем выше стикер, тем успешнее дело. И соответственно, чем ниже — тем неудачнее. То же самое и с осью «плнировали/не планировали». Далее следует обсуждение полученной картины. Такой подход представляет иной взгляд на работу команды и открывает возможности для поиска проблемных зон и возможности их улучшений.