Ретроспектива: правила и техники

Для эффективного управления командами необходимо проводить регулярные общие встречи, которые посвящены анализу проделанной работы с прицелом на будущее. Подобные встречи называются ретроспективами, и для того, чтобы проводить их с пользой для команды, придумано множество самых разнообразных правил и техник. О них мы и расскажем в сегодняшнем материале!
Для эффективного управления командами необходимо проводить регулярные общие встречи, которые посвящены анализу проделанной работы с прицелом на будущее. Подобные встречи называются ретроспективами, и для того, чтобы проводить их с пользой для команды, придумано множество самых разнообразных правил и техник. О них мы и расскажем в сегодняшнем материале!

Три причины, по которым вам стоит регулярно проводить ретроспективы

Три причины, по которым вам стоит регулярно проводить ретроспективы

Анализ процессов
Ретроспектива позволяет детально проанализировать текущие процессы, выделить сильные и слабые стороны в работе команды.
Разработка стратегии
По результатам ретроспективы можно составить план реальных действий, которые помогут вам работать еще эффективнее.
Формирование чувства причастности
Ретроспективы, как и любые совместные ритуалы, помогают сплотить команду. А еще решения, которые принимаются самостоятельно, с большей вероятностью будут реализованы.
Анализ процессов
Ретроспектива позволяет детально проанализировать текущие процессы, выделить сильные и слабые стороны в работе команды.
Разработка стратегии
По результатам ретроспективы можно составить план реальных действий, которые помогут вам работать еще эффективнее.
Формирование чувства причастности
Ретроспективы, как и любые совместные ритуалы, помогают сплотить команду. А еще решения, которые принимаются самостоятельно, с большей вероятностью будут реализованы.
Несмотря на то, что ретроспектива подразумевает обсуждение проделанной работы, ее представить в качестве начального этапа в цикле Деминга — планирование-действие-проверка-корректировка. На стадии планирования устанавливаются цели, определяются процессы, необходимые для их достижения и распределяются ресурсы.

Из этого следует, что ретроспектива не предполагает решения глобальной проблемы или создания долгосрочной стратегии. Она направлена на краткосрочные действия и похожа на некий эксперимент, нежели на простое обсуждение текущих проблем.
Несмотря на то, что ретроспектива подразумевает обсуждение проделанной работы, ее можно представить в качестве начального этапа в цикле Деминга — планирование-действие-проверка-корректировка. На стадии планирования устанавливаются цели, определяются процессы, необходимые для их достижения и распределяются ресурсы.

Из этого следует, что ретроспектива не предполагает решения глобальной проблемы или создания долгосрочной стратегии. Она направлена на краткосрочные действия и похожа на некий эксперимент, нежели на простое обсуждение текущих проблем.

Какие виды ретроспектив бывают?

Какие виды ретроспектив бывают?

Общая или психологическая
Рефлексия по поводу рабочего процесса в целом, выявление общих проблем. Здесь может быть задан вопрос «Какие вы видите проблемы?»
Качественная
На повестку ставят причины возникших проблем, как они были решены с точки зрения качества. Здесь обсуждение должно быть конкретным и предметным. Вопросы, который можно задать: «Как была решена эта проблема», «Что в решении проблемы получилось и не получилось?»
Проблемная
Обсуждение определенной проблемы, возникшей во время работы над проектом.
Общая или психологическая
Рефлексия по поводу рабочего процесса в целом, выявление общих проблем. Здесь может быть задан вопрос «Какие вы видите проблемы?»
Качественная
На повестку ставят причины возникших проблем, как они были решены с точки зрения качества. Здесь обсуждение должно быть конкретным и предметным. Вопросы, который можно задать: «Как была решена эта проблема», «Что в решении проблемы получилось или не получилось?»
Проблемная
Обсуждение определенной проблемы, возникшей во время работы над проектом.

Чего нужно избегать при проведении ретроспективы?

Чего нужно избегать при проведении ретроспективы?

1
Установки на то, что ретроспектива — пустая трата времени
Ваша команда может считать, что у нее нет никаких проблем и никакие улучшения ей не нужны — такое представление бывает трудно развеять. Одним из способов может стать приглашение на вашу ретроспективу заказчика, у которого всегда найдутся вопросы к вашим сотрудникам — это необходимо приведет команду в движение.
2
Ситуации, когда за всю команду говорит один человек
Во время ретроспективы большинство членов вашей команды могут отмалчиваться — типичное явление групповой психологии, когда все внимание на себя перетягивает лидер коллектива. Тем не менее это не значит, что им нечего сказать. Для того чтобы каждый мог поделиться своим мнением, определите ведущего ретроспективы и установите четкие правила. Для тех, кто боится говорить, можно предусмотреть письменную форму высказывания.
3
Одинаковых техник проведения
Не проводите одинаковые ретроспективы — меняйте форматы. Это также касается и мест встреч: например, если погода позволяет, можно выйти на улицу. Новые места рождают новые идеи!
1
Установки на то, что ретроспектива — пустая трата времени
Ваша команда может считать, что у нее нет никаких проблем и никакие улучшения ей не нужны — такое представление бывает трудно развеять. Одним из способов может стать приглашение на вашу ретроспективу заказчика, у которого всегда найдутся вопросы к вашим сотрудникам — это необходимо приведет команду в движение.
2
Ситуации, когда за всю команду говорит один человек
Во время ретроспективы большинство членов вашей команды могут отмалчиваться — типичное явление групповой психологии, когда все внимание на себя перетягивает лидер коллектива. Тем не менее это не значит, что им нечего сказать. Для того чтобы каждый мог поделиться своим мнением, определите ведущего ретроспективы и установите четкие правила. Для тех, кто боится говорить, можно предусмотреть письменную форму высказывания.
3
Одинаковых техник проведения
Не проводите одинаковые ретроспективы — меняйте форматы. Это также касается и мест встреч: например, если погода позволяет, можно выйти на улицу. Новые места рождают новые идеи!

Подходы к ретроспективе

Подходы к ретроспективе

Существует множество техник проведения ретроспективы. Некоторые из них требуют серьезной подготовки и работы, тогда как другие выстроены в форме игры. Многие элементы разных подходов к ретроспективе совпадают, поэтому вы можете составлять свой собственный сценарий. При выборе той или иной техники ориентируйтесь на вашу команду. Вот самые популярные из форматов:
Существует множество техник проведения ретроспективы. Некоторые из них требуют серьезной подготовки и работы, тогда как другие выстроены в форме игры. Многие элементы разных подходов к ретроспективе совпадают, поэтому вы можете составлять свой собственный сценарий. При выборе той или иной техники ориентируйтесь на вашу команду. Вот самые популярные из форматов:
Техника 4 «Л»:

Для проведения ретроспективы соберите всю команду вместе и разбейте ваш рабочий флипчарт на 4 части. Каждая из них соответствует четырем английским L — разделам ретроспективы:

Liked — то, что команде понравилось в работе;
Learned — то, чему команда научилась;
Lacked — то, что можно было бы сделать лучше;
Longed For — то, чего недоставало в работе.

Члены вашей команды должны оставить свое мнение по каждому из разделов. После этого следует групповое обсуждение.

Метод катера

Нарисуйте на вашем флипчарте катер и спросите вашу команду: «Если наша команда — это катер, то какие якоря тормозят его и не дают двигаться быстрее и лучше?». Затем каждый член вашей команды пишет свои варианты на стикерах и прикрепляет их под лодку. Получаются некие «якоря». Это хорошая отправная точка для обсуждения.

Следующим шагом является поиск того, что может заставить наш катер двигаться вперед. Это позволит вам не зацикливаться только на негативе. Спросите у команды: «Какие дуновения ветра способны надуть паруса нашего катера, чтобы он поплыл?». По той же схеме попросите прикрепить их варианты над катером рядом с парусами. Так вы превратите каждый из якорей в цель: в то, чего не хватает и чего хотелось бы добиться.

Стоп-старт-продолжить

Это один из самых простых, но не менее эффективных способов проведения ретроспективы. Попросите каждого из членов вашей команды определить активность, которую команда должна:

  • начать делать
  • прекратить делать
  • продолжать делать

Формат может быть разный: фасилитатор (тот, кто проводит ретроспективу) может попросить участников записать свои ответы на листок или же спрашивать каждого по очереди. Можно сосредоточиться только на одном из пунктов, например, на том, что нужно прекратить делать. На завершающей стадии команда голосует по выбранным пунктам и определяет, над чем она будет работать в ближайшее время. На последующих ретроспективах вы можете вернуться к результатам прошлой и посмотреть, что получилось, а что нет.

Ретроспектива в одно слово

Данная техника подходит для тех команд, где наблюдаются проблемы с коммуникацией. Это могут быть личные недопонимания либо же объективные факторы: закрытые и молчаливые сотрудники.

Суть этого подхода заключается в том, что каждому члену команды необходимо суммировать свое впечатление от проделанной работы в одном слове. С очень большой вероятностью по мере продвижения возникнут вопросы и завяжется дискуссия. Это именно то, что нам и нужно в неразговорчивой команде! Зачастую такая техника является хорошей разминкой перед более серьезной и глубокой ретроспективой.

Квадрат выученных уроков

Техника «Lessons Learned» позволяет взглянуть на определенное событие или период времени с точки зрения соотношения запланированного и достигнутого.

Поделите флипчарт на 4 зоны: проведите горизонтальную линию, где слева будет написано «Планировали», а справа «Не планировали». Далее проведите вертикальную линию, где сверху будет написано «Получилось», а снизу «Не получилось». Таким образом, вы получите 4 квадрата:

  • планировали и получилось;
  • не планировали, но получилось;
  • планировали и не получилось;
  • не получилось и не планировали.

Попросите каждого члена команды на стикерах написать комментарии и расположить их на флипчарте так, что чем выше стикер, тем успешнее дело. И соответственно, чем ниже — тем неудачнее. То же самое и с осью «плнировали/не планировали». Далее следует обсуждение полученной картины. Такой подход представляет иной взгляд на работу команды и открывает возможности для поиска проблемных зон и возможности их улучшений.
Техника 4 «Л»:

Для проведения ретроспективы соберите всю команду вместе и разбейте ваш рабочий флипчарт на 4 части. Каждая из них соответствует четырем английским L — разделам ретроспективы:

Liked — то, что команде понравилось в работе;
Learned — то, чему команда научилась;
Lacked — то, что можно было бы сделать лучше;
Longed For — то, чего недоставало в работе.

Члены вашей команды должны оставить свое мнение по каждому из разделов. После этого следует групповое обсуждение.

Метод катера

Нарисуйте на вашем флипчарте катер и спросите вашу команду: «Если наша команда — это катер, то какие якоря тормозят его и не дают двигаться быстрее и лучше?». Затем каждый член вашей команды пишет свои варианты на стикерах и прикрепляет их под лодку. Получаются некие «якоря». Это хорошая отправная точка для обсуждения.

Следующим шагом является поиск того, что может заставить наш катер двигаться вперед. Это позволит вам не зацикливаться только на негативе. Спросите у команды: «Какие дуновения ветра способны надуть паруса нашего катера, чтобы он поплыл?». По той же схеме попросите прикрепить их варианты над катером рядом с парусами. Так вы превратите каждый из якорей в цель: в то, чего не хватает и чего хотелось бы добиться.

Стоп-старт-продолжить

Это один из самых простых, но не менее эффективных способов проведения ретроспективы. Попросите каждого из членов вашей команды определить активность, которую команда должна:

  • начать делать
  • прекратить делать
  • продолжать делать

Формат может быть разный: фасилитатор (тот, кто проводит ретроспективу) может попросить участников записать свои ответы на листок или же спрашивать каждого по очереди. Можно сосредоточиться только на одном из пунктов, например, на том, что нужно прекратить делать. На завершающей стадии команда голосует по выбранным пунктам и определяет, над чем она будет работать в ближайшее время. На последующих ретроспективах вы можете вернуться к результатам прошлой и посмотреть, что получилось, а что нет.

Ретроспектива в одно слово

Данная техника подходит для тех команд, где наблюдаются проблемы с коммуникацией. Это могут быть личные недопонимания либо же объективные факторы: закрытые и молчаливые сотрудники.

Суть этого подхода заключается в том, что каждому члену команды необходимо суммировать свое впечатление от проделанной работы в одном слове. С очень большой вероятностью по мере продвижения возникнут вопросы и завяжется дискуссия. Это именно то, что нам и нужно в неразговорчивой команде! Зачастую такая техника является хорошей разминкой перед более серьезной и глубокой ретроспективой.

Квадрат выученных уроков

Техника «Lessons Learned» позволяет взглянуть на определенное событие или период времени с точки зрения соотношения запланированного и достигнутого.

Поделите флипчарт на 4 зоны: проведите горизонтальную линию, где слева будет написано «Планировали», а справа «Не планировали». Далее проведите вертикальную линию, где сверху будет написано «Получилось», а снизу «Не получилось». Таким образом, вы получите 4 квадрата:

  • планировали и получилось;
  • не планировали, но получилось;
  • планировали и не получилось;
  • не получилось и не планировали.

Попросите каждого члена команды на стикерах написать комментарии и расположить их на флипчарте так, что чем выше стикер, тем успешнее дело. И соответственно, чем ниже — тем неудачнее. То же самое и с осью «плнировали/не планировали». Далее следует обсуждение полученной картины. Такой подход представляет иной взгляд на работу команды и открывает возможности для поиска проблемных зон и возможности их улучшений.
Разработаем
Будьте уверены: если какой-то процесс связан с работой с персоналом — мы точно поможем.
любой процесс
Погрузимся в задачу и сделаем под ключ: от написания ТЗ до конечного обучения персонала.

Поделитесь контактами и кратко опишите задачу. Мы свяжемся с вами и начнём готовить техническое задание.
и
автоматизируем