Манипуляции на работе: от каких фраз лучше отказаться?

Исследование бизнес-школы Манчестерского университета доказало, что работа плечом к плечу с манипулятором грозит проблемами со здоровьем. Сотрудники, которым не повезло с боссом или коллегами, показывали низкий уровень удовлетворенности и высокий риск развития депрессии. При этом, манипуляции на работе — совсем не редкость. По данным SuperJob, с токсичным поведением сталкивались 55% из 3000 респондентов. В этом материале мы собрали «красные флаги» — фразы, которые помогают понять, прибегает ли коллега или вы сами к манипулятивным уловкам в своей работе.
Исследование бизнес-школы Манчестерского университета доказало, что работа плечом к плечу с манипулятором грозит проблемами со здоровьем. Сотрудники, которым не повезло с боссом или коллегами, показывали низкий уровень удовлетворенности и высокий риск развития депрессии. При этом, манипуляции на работе — совсем не редкость. По данным SuperJob, с токсичным поведением сталкивались 55% из 3000 респондентов. В этом материале мы собрали «красные флаги» — фразы, которые помогают понять, прибегает ли коллега или вы сами к манипулятивным уловкам в своей работе.

«Я не говорю, что ты должен это сделать, но…»

«Я не говорю, что ты должен это сделать, но…»

Классический прием продажников: заставьте человека сделать что-то, сказав, что вы об этом не просите. При такой подаче информации, мозг не обрабатывает отрицательную часть фразы, и в итоге собеседник слышит: «Ты должен это сделать». Таким образом человек оказывается в зависимой позиции, без возможности отказать вам и принять решение самостоятельно, а вы при этом снимаете с себя всю ответственность за сказанное. Таким же образом работает фраза «делай, что хочешь, но…» — наверняка вы слышали ее в детстве.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Если вы не готовы нести ответственность за собственные советы, то не раздавайте их. Можно просто поделиться своим мнением, предварительно спросив, готов ли человек его выслушать.
Классический прием продажников: заставьте человека сделать что-то, сказав, что вы об этом не просите. При такой подаче информации, мозг не обрабатывает отрицательную часть фразы, и в итоге собеседник слышит: «Ты должен это сделать». Таким образом человек оказывается в зависимой позиции, без возможности отказать вам и принять решение самостоятельно, а вы при этом снимаете с себя всю ответственность за сказанное. Таким же образом работает фраза «делай, что хочешь, но…» — наверняка вы слышали ее в детстве.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Если вы не готовы нести ответственность за собственные советы, то не раздавайте их. Можно просто поделиться своим мнением, предварительно спросив, готов ли человек его выслушать.

«Мы все думаем, что…»

«Мы все думаем, что…»

Фразы по типу «я не единственный, кто так считает», «все уверены» могут придать дополнительный вес вашим словам и создать иллюзию поддержки коллег, хотя на самом деле это не так. Таким образом вы прячете свое личное отношение за расплывчатым мнением всех сотрудников. Во-первых, подобная фраза может привести к конфликту между отдельным работником и остальной командой. Во-вторых, человек, чье мнение не совпадает с абстрактным большинством, может почувствовать себя лишним. Скорее всего, он этого не озвучит, но на качестве работы и отношениях внутри коллектива это может сказаться негативно.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
В любой коммуникации всегда говорите только за себя: озвучивайте свои мысли, суждения, идеи и чувства. Высказываться за всех стоит только тогда, когда коллеги единогласно выбрали вас спикером и хотят, чтобы вы выступили от имени команды.
Фразы по типу «я не единственный, кто так считает», «все уверены» могут придать дополнительный вес вашим словам и создать иллюзию поддержки коллег, хотя на самом деле это не так. Таким образом вы прячете свое личное отношение за расплывчатым мнением всех сотрудников. Во-первых, подобная фраза может привести к конфликту между отдельным работником и остальной командой. Во-вторых, человек, чье мнение не совпадает с абстрактным большинством, может почувствовать себя лишним. Скорее всего, он этого не озвучит, но на качестве работы и отношениях внутри коллектива это может сказаться негативно.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
В любой коммуникации всегда говорите только за себя: озвучивайте свои мысли, суждения, идеи и чувства. Высказываться за всех стоит только тогда, когда коллеги единогласно выбрали вас спикером и хотят, чтобы вы выступили от имени команды.

«Не трать на это личное время/всю ночь…»

«Не трать на это личное время/всю ночь…»

На первый взгляд такая фраза звучит как забота о коллеге, но это не так. Скорее всего, вы все равно потребуете от сотрудника результата: тогда фраза будет звучать особенно издевательски. Допустим, вы сообщаете, что выполнить эту срочную и крайне важную задачу нужно завтра к 10 утра, а на часах уже 18 вечера. Эти слова не только манипулятивны, но еще говорят о непрофессионализме вас как менеджера:
1
Вы плохо формулируете итоговую цель работы;
2
Вы не понимаете, сколько реального времени понадобится для выполнения задачи;
3
Вы не умеете расставлять приоритеты и не дружите с тайм-менеджментом;
4
Work-life balance? Кто такой work-life balance?
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Предварительно составьте четкое ТЗ, пропишите, что нужно сделать и зачем. Подходите к сотруднику с уже готовым списком, поинтересуйтесь, чем он занят сейчас и сможет ли взяться за дополнительное поручение. Если задача действительно срочная и выхода нет, извинитесь за неудобства, донесите до сотрудника конечную цель — почему это так важно, ради чего ему придется пожертвовать личным временем.
На первый взгляд такая фраза звучит как забота о коллеге, но это не так. Скорее всего, вы все равно потребуете от сотрудника результата: тогда фраза будет звучать особенно издевательски. Допустим, вы сообщаете, что выполнить эту срочную и крайне важную задачу нужно завтра к 10 утра, а на часах уже 18 вечера. Эти слова не только манипулятивны, но еще говорят о непрофессионализме вас как менеджера:
1
Вы плохо формулируете итоговую цель работы;
2
Вы не понимаете, сколько реального времени понадобится для выполнения задачи;
3
Вы не умеете расставлять приоритеты и не дружите с тайм-менеджментом;
4
Work-life balance? Кто такой work-life balance?
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Предварительно составьте четкое ТЗ, пропишите, что нужно сделать и зачем. Подходите к сотруднику с уже готовым списком, поинтересуйтесь, чем он занят сейчас и сможет ли взяться за дополнительное поручение. Если задача действительно срочная и выхода нет, извинитесь за неудобства, донесите до сотрудника конечную цель — почему это так важно, ради чего ему придется пожертвовать личным временем.

«Разве так не лучше?»

«Разве так не лучше?»

Обычно такую фразу добавляют после «дружеского совета», но именно она превращает совет в требование, вынуждая человека согласиться с вашим комментарием. Когда менеджер говорит что-то подобное, он ставит сотрудника в неудобное положение: ему либо приходится соглашаться, вопреки собственному мнению, либо спорить с руководителем.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Мы предлагаем задавать открытые вопросы, которые позволят сотруднику поделиться своим видением: «Как думаешь?», «Как тебе моя точка зрения? Или ты видишь иначе?»
Обычно такую фразу добавляют после «дружеского совета», но именно она превращает совет в требование, вынуждая человека согласиться с вашим комментарием. Когда менеджер говорит что-то подобное, он ставит сотрудника в неудобное положение: ему либо приходится соглашаться, вопреки собственному мнению, либо спорить с руководителем.

Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Мы предлагаем задавать открытые вопросы, которые позволят сотруднику поделиться своим видением: «Как думаешь?», «Как тебе моя точка зрения? Или ты видишь иначе?»

«При всем уважении, но…»

«При всем уважении, но…»

В этой фразе есть не только манипуляция, но и пассивная агрессия. Чаще всего за ней следует неприятный комментарий, а иногда и грубость. Люди используют такую конструкцию, когда боятся разговаривать честно или не умеют уважительно доносить негативную информацию.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Говорите прямо, используя технику «я-сообщения»: “Я боюсь, что мой комментарий может вас расстроить, но мне необходимо донести до вас обратную связь”.
В этой фразе есть не только манипуляция, но и пассивная агрессия. Чаще всего за ней следует неприятный комментарий, а иногда и грубость. Люди используют такую конструкцию, когда боятся разговаривать честно или не умеют уважительно доносить негативную информацию.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Говорите прямо, используя технику «я-сообщения»: “Я боюсь, что мой комментарий может вас расстроить, но мне необходимо донести до вас обратную связь”.

«Он/она хочет сказать, что…»

«Он/она хочет сказать, что…»

Когда вы пытаетесь переформулировать то, что человек только что сказал, это ставит его в неудобное положение. Как будто он не умеет четко доносить свои мысли, ясно выражаться — это обесценивает слова и снижает статус сотрудника, даже если вы не имели в виду ничего обидного.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Вместо того чтобы перефразировать чужую мысль, попросите коллегу уточнить, что именно он хотел сказать.
Когда вы пытаетесь переформулировать то, что человек только что сказал, это ставит его в неудобное положение. Как будто он не умеет четко доносить свои мысли, ясно выражаться — это обесценивает слова и снижает статус сотрудника, даже если вы не имели в виду ничего обидного.
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Вместо того чтобы перефразировать чужую мысль, попросите коллегу уточнить, что именно он хотел сказать.

«Я не это имел в виду»

«Я не это имел в виду»

И снова в чат вошла пассивная агрессия. Мы часто используем эту фразу, когда пытаемся донести до собеседника негативную обратную связь или сделать замечание, оставаясь при этом дружелюбным. Однако человек считывает эту фразу так: «Я не имел в виду, что ты плохо справился с обязанностями. Я просто сказал это вслух».
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Если ваше сообщение действительно получилось слишком резким, лучше извиниться и переформулировать свою мысль более мягко, не обесценивая эмоции собеседника. Или же, если ваши слова были интерпретированы неправильно, еще раз уточните, что вы имели в виду: «Позвольте, я уточню, что я хотел сказать».
И снова в чат вошла пассивная агрессия. Мы часто используем эту фразу, когда пытаемся донести до собеседника негативную обратную связь или сделать замечание, оставаясь при этом дружелюбным. Однако человек считывает эту фразу так: «Я не имел в виду, что ты плохо справился с обязанностями. Я просто сказал это вслух».
Сотрудник: 
Как лучше сказать?
Поддержка:
Если ваше сообщение действительно получилось слишком резким, лучше извиниться и переформулировать свою мысль более мягко, не обесценивая эмоции собеседника. Или же, если ваши слова были интерпретированы неправильно, еще раз уточните, что вы имели в виду: «Позвольте, я уточню, что я хотел сказать».
Разработаем
Будьте уверены: если какой-то процесс связан с работой с персоналом — мы точно поможем.
любой процесс
Погрузимся в задачу и сделаем под ключ: от написания ТЗ до конечного обучения персонала.

Поделитесь контактами и кратко опишите задачу. Мы свяжемся с вами и начнём готовить техническое задание.
и
автоматизируем