Главные правила эффективного брейншторма

Метод брейншторма или мозгового штурма изначально был придуман креативными агентствами, к которым приходили заказчики для того, чтобы те придумали слоган, рекламную кампанию или упаковку. Сегодня этот инструмент используется не только в креативной сфере, став таким же обязательным элементом коллективной работы, как собрания или отчеты. В этом материале будем разбираться, действительно ли брейншторм так эффективен и как извлечь из него максимум пользы!
Метод брейншторма или мозгового штурма изначально был придуман креативными агентствами, к которым приходили заказчики для того, чтобы те придумали слоган, рекламную кампанию или упаковку. Сегодня этот инструмент используется не только в креативной сфере, став таким же обязательным элементом коллективной работы, как собрания или отчеты. В этом материале будем разбираться, действительно ли брейншторм так эффективен и как извлечь из него максимум пользы!

Что такое брейншторм и зачем он нужен?

Что такое брейншторм и зачем он нужен?

Брейншторм или мозговой штурм — это метод коллективного решения задач, применимый в самых разных сферах. Главная цель — выйти за рамки привычного мышления, которое порой мешает разглядеть новые идеи.

Когда необходим брейншторм?

  1. При обсуждении идей для решения экстренных задач;
  2. В разработке креативных решений;
  3. Для структурирования информации;
  4. При анализе данных;
  5. Для разрешения кризисных ситуаций.
Брейншторм или мозговой штурм — это метод коллективного решения задач, применимый в самых разных сферах. Главная цель — выйти за рамки привычного мышления, которое порой мешает разглядеть новые идеи.

Когда необходим брейншторм?

  1. При обсуждении идей для решения экстренных задач;
  2. В разработке креативных решений;
  3. Для структурирования информации;
  4. При анализе данных;
  5. Для разрешения кризисных ситуаций.
Мозговой штурм и в целом методы креативного мышления становятся полезными тогда, когда привычные инструменты перестают работать. В такой ситуации на смену линейному алгоритму приходит более сложный: у вас есть одна задача и десятки вариантов, среди которых необходимо найти оптимальный.
Мозговой штурм и в целом методы креативного мышления становятся полезными тогда, когда привычные инструменты перестают работать. В такой ситуации на смену линейному алгоритму приходит более сложный: у вас есть одна задача и десятки вариантов, среди которых необходимо найти оптимальный.

Правила эффективного брейншторма

Правила эффективного брейншторма

Нужно понимать, что брейншторм, как и любая другая методика, имеет свои правила. Для того, чтобы коллективная генерация идей была по-настоящему продуктивной, мы рекомендуем соблюдать их.
Нужно понимать, что брейншторм, как и любая другая методика, имеет свои правила. Для того, чтобы коллективная генерация идей была по-настоящему продуктивной, мы рекомендуем соблюдать их.
Время на подготовку
Мозговой штурм ≠ совещание. Часто менеджеры или руководители путают эти два понятия. Команда собирается за обсуждением текущих дел, а потом начальник говорит: «А теперь я жду ваши идеи!». Но это так не работает: все участники штурма должны быть подготовлены. Поэтому тема собрания обычно озвучивается за 2−3 дня, чтобы у каждого было время провести ресерч, набросать идеи и проанализировать проблему.
Отсутствие иерархии
В мозговом штурме не существует должностей и грейдов: вы все равны перед общей проблемой. Нет никаких правил, что вышестоящий коллега обязательно должен высказаться первым или что его идея непременно имеет больший вес.
Никакой критики
И похвалы, кстати, тоже. Все оценочные комментарии лучше озвучивать после окончания брейншторма. В процессе штурма ваша задача сгенерировать как можно больше идей — плохих и хороших. К тому же, любая оценка нарушает атмосферу равенства: у некоторых участников может создаться впечатление, что его идея недостаточно хороша, он замкнется в себе и постесняется рассказать, что еще придумал.
Фиксируйте все идеи
Обычно этим занимается один ответственный человек, но мы советуем всем участникам штурма записывать мысли и делать пометки в своих блокнотах. В таком случае вы точно ничего не упустите. Также на время встречи можно включить диктофон: через некоторое время запись можно будет переслушать и, возможно, выудить оттуда еще парочку классных идей.
Дорабатывайте идеи
Для того, чтобы мысли не остались только на бумаге, необходимо работать над ними. Развивайте каждую из предложенных идей, придумывайте способы ее реализации, обсуждайте, как можно ее усовершенствовать.
Назначьте модератора
Хороший модератор — залог продуктивного брейншторма. Он отвечает за то, чтобы в группе была дружеская и открытая атмосфера, следит за тем, чтобы все имели возможность высказаться, следит за таймингом и направляет обсуждение в нужное русло. У модератора в запасе должны быть методики, которые помогут разговорить участников, а также хорошо развитые коммуникативные навыки.
Ограничьте количество участников
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел несколько экспериментов и выяснил, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. В идеале это должна быть группа из 4−5 человек: так, каждый из участников точно успеет озвучить свою идею, а проработка проблемы и анализ будет более глубоким.
Время на подготовку

Мозговой штурм ≠ совещание. Часто менеджеры или руководители путают эти два понятия. Команда собирается за обсуждением текущих дел, а потом начальник говорит: «А теперь я жду ваши идеи!». Но это так не работает: все участники штурма должны быть подготовлены. Поэтому тема собрания обычно озвучивается за 2−3 дня, чтобы у каждого было время провести ресерч, набросать идеи и проанализировать проблему.

Отсутствие иерархии

В мозговом штурме не существует должностей и грейдов: вы все равны перед общей проблемой. Нет никаких правил, что вышестоящий коллега обязательно должен высказаться первым или что его идея непременно имеет больший вес.

Никакой критики

И похвалы, кстати, тоже. Все оценочные комментарии лучше озвучивать после окончания брейншторма. В процессе штурма ваша задача сгенерировать как можно больше идей — плохих и хороших. К тому же, любая оценка нарушает атмосферу равенства: у некоторых участников может создаться впечатление, что его идея недостаточно хороша, он замкнется в себе и постесняется рассказать, что еще придумал.

Фиксируйте ВСЕ идеи

Обычно этим занимается один ответственный человек, но мы советуем всем участникам штурма записывать мысли и делать пометки в своих блокнотах. В таком случае вы точно ничего не упустите. Также на время встречи можно включить диктофон: через некоторое время запись можно будет переслушать и, возможно, выудить оттуда еще парочку классных идей.

Дорабатывайте идеи

Для того, чтобы мысли не остались только на бумаге, необходимо работать над ними. Развивайте каждую из предложенных идей, придумывайте способы ее реализации, обсуждайте, как можно ее усовершенствовать.

Назначьте модератора

Хороший модератор — залог продуктивного брейншторма. Он отвечает за то, чтобы в группе была дружеская и открытая атмосфера, следит за тем, чтобы все имели возможность высказаться, следит за таймингом и направляет обсуждение в нужное русло. У модератора в запасе должны быть методики, которые помогут разговорить участников, а также хорошо развитые коммуникативные навыки.

Ограниченное количество участников

Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел несколько экспериментов и выяснил, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. В идеале это должна быть группа из 4−5 человек: так, каждый из участников точно успеет озвучить свою идею, а проработка проблемы и анализ будет более глубоким.

Методы мозгового штурма

Методы мозгового штурма

Теперь, когда с базовыми правилами мы определились, необходимо понять: а как выстраивать процесс брейншторма? Многие идут по простому пути и проводят мозговой штурм в формате обсуждения. Однако существуют десятки методов и 4 направления, которые помогут сделать брейншторм еще более эффективным. Выбрали по одной методике из каждого направления брейншторма.
Визуальные методы:
ассоциативная карта
Карта помогает исследовать проблему с разных сторон и систематизировать все появляющиеся идеи. В центр доски или листа бумаги вы пишете основной вопрос или задачу. При этом формулировка должна быть конкретной, чтобы участники понимали, в каком направлении нужно думать. Затем пишите разные мысли, связанные с этим вопросом, объединяйте их в кружки и группы, соединяйте стрелками, отвечайте на другие появившиеся вопросы.
Аналитические методы:
инсценировка краха
Разделите команду на две группу: группу провала и группу успеха. В ходе мозгового штурма команда провала выписывает все возможные причины и сценарии, по которым ваш проект потерпит поражение. Команда успеха, напротив, будет думать, каким образом ваш проект приведет вас к победе. Затем обе группы объединяются и анализируют гипотетические сценарии, выделяя главные риски и возможности. Этот метод позволяет заглянуть в будущее и очень помогает в долгосрочном планировании.
Творческие методы: ролевая игра
Людям свойственно ограничиваться собственными взглядами. Игра же помогает примерить на себя роль другого человека и посмотреть на проблему под иным, непривычным углом. Поместите в мешок бумажки с именами (это могут быть имена клиентов, конкурентов, партнеров, знаменитостей и т. д.). и предложите участникам вытянуть одну из них. Теперь участник выдает идеи не от своего лица, а от лица своей новой роли: а что бы предложил Стив Джобс? Как бы совет директоров отреагировал на наше предложение?
Методы для оттачивания идей: дебаты
Возможно, вы не можете выбрать между несколькими идеями или сомневаетесь, какую из них можно воплотить в жизнь. Дебаты позволяют усовершенствовать идеи и увидеть другие ее стороны. Пусть один участник защищает идею, а остальные разносят ее в пух и прах. Записывайте их мысли, задавайте вопросы, предлагайте критические замечания.
Теперь, когда с базовыми правилами мы определились, необходимо понять: а как выстраивать процесс брейншторма? Многие идут по простому пути и проводят мозговой штурм в формате обсуждения. Однако существуют десятки методов и 4 направления, которые помогут сделать брейншторм еще более эффективным. Выбрали по одной методике из каждого направления брейншторма.
Визуальные методы: ассоциативная карта

Карта помогает исследовать проблему с разных сторон и систематизировать все появляющиеся идеи. В центр доски или листа бумаги вы пишете основной вопрос или задачу. При этом формулировка должна быть конкретной, чтобы участники понимали, в каком направлении нужно думать. Затем пишите разные мысли, связанные с этим вопросом, объединяйте их в кружки и группы, соединяйте стрелками, отвечайте на другие появившиеся вопросы.

Аналитические методы: инсценировка краха

Разделите команду на две группу: группу провала и группу успеха. В ходе мозгового штурма команда провала выписывает все возможные причины и сценарии, по которым ваш проект потерпит поражение. Команда успеха, напротив, будет думать, каким образом ваш проект приведет вас к победе. Затем обе группы объединяются и анализируют гипотетические сценарии, выделяя главные риски и возможности. Этот метод позволяет заглянуть в будущее и очень помогает в долгосрочном планировании.

Творческие методы: ролевая игра

Людям свойственно ограничиваться собственными взглядами. Игра же помогает примерить на себя роль другого человека и посмотреть на проблему под иным, непривычным углом. Поместите в мешок бумажки с именами (это могут быть имена клиентов, конкурентов, партнеров, знаменитостей и т. д.). и предложите участникам вытянуть одну из них. Теперь участник выдает идеи не от своего лица, а от лица своей новой роли: а что бы предложил Стив Джобс? Как бы совет директоров отреагировал на наше предложение?

Методы для оттачивания идей: дебаты

Возможно, вы не можете выбрать между несколькими идеями или сомневаетесь, какую из них можно воплотить в жизнь. Дебаты позволяют усовершенствовать идеи и увидеть другие ее стороны. Пусть один участник защищает идею, а остальные разносят ее в пух и прах. Записывайте их мысли, задавайте вопросы, предлагайте критические замечания.

Всегда ли брейншторм эффективен?

Всегда ли брейншторм эффективен?

Об эффективности мозгового штурма можно говорить долго, но необходимо показать и обратную сторону медали. По мнению психологов брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
Социальное безделье
Когда над идеей в группе работают несколько человек, а остальные ничего молчат и не делают ничего.
Продуктивный ступор
Когда один человек высказывает свои идеи, а другие вынуждены ждать своей очереди.
Боязнь обсуждения
Страх негативной оценки со стороны других участников.
Хорошая новость в том, что все эти проблемы решаемы. Соблюдайте правила проведения брейншторма, пробуйте новые методы и работайте над открытой культурой общения в команде — тогда классные идеи не заставят себя ждать.
Об эффективности мозгового штурма можно говорить долго, но необходимо показать и обратную сторону медали. По мнению психологов брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
Социальное безделье — когда над идеей в группе работают несколько человек, а остальные ничего молчат и не делают ничего.
Продуктивный ступор — когда один человек высказывает свои идеи, а другие вынуждены ждать своей очереди.
Боязнь осуждения — страх негативной оценки со стороны других участников.
Хорошая новость в том, что все эти проблемы решаемы. Соблюдайте правила проведения брейншторма, пробуйте новые методы и работайте над открытой культурой общения в команде — тогда классные идеи не заставят себя ждать.
Разработаем
Будьте уверены: если какой-то процесс связан с работой с персоналом — мы точно поможем.
любой процесс
Погрузимся в задачу и сделаем под ключ: от написания ТЗ до конечного обучения персонала.

Поделитесь контактами и кратко опишите задачу. Мы свяжемся с вами и начнём готовить техническое задание.
и
автоматизируем