Время на подготовку
Мозговой штурм ≠ совещание. Часто менеджеры или руководители путают эти два понятия. Команда собирается за обсуждением текущих дел, а потом начальник говорит: «А теперь я жду ваши идеи!». Но это так не работает: все участники штурма должны быть подготовлены. Поэтому тема собрания обычно озвучивается за 2−3 дня, чтобы у каждого было время провести ресерч, набросать идеи и проанализировать проблему.
Отсутствие иерархии
В мозговом штурме не существует должностей и грейдов: вы все равны перед общей проблемой. Нет никаких правил, что вышестоящий коллега обязательно должен высказаться первым или что его идея непременно имеет больший вес.
Никакой критики
И похвалы, кстати, тоже. Все оценочные комментарии лучше озвучивать после окончания брейншторма. В процессе штурма ваша задача сгенерировать как можно больше идей — плохих и хороших. К тому же, любая оценка нарушает атмосферу равенства: у некоторых участников может создаться впечатление, что его идея недостаточно хороша, он замкнется в себе и постесняется рассказать, что еще придумал.
Фиксируйте ВСЕ идеи
Обычно этим занимается один ответственный человек, но мы советуем всем участникам штурма записывать мысли и делать пометки в своих блокнотах. В таком случае вы точно ничего не упустите. Также на время встречи можно включить диктофон: через некоторое время запись можно будет переслушать и, возможно, выудить оттуда еще парочку классных идей.
Дорабатывайте идеи
Для того, чтобы мысли не остались только на бумаге, необходимо работать над ними. Развивайте каждую из предложенных идей, придумывайте способы ее реализации, обсуждайте, как можно ее усовершенствовать.
Назначьте модератора
Хороший модератор — залог продуктивного брейншторма. Он отвечает за то, чтобы в группе была дружеская и открытая атмосфера, следит за тем, чтобы все имели возможность высказаться, следит за таймингом и направляет обсуждение в нужное русло. У модератора в запасе должны быть методики, которые помогут разговорить участников, а также хорошо развитые коммуникативные навыки.
Ограниченное количество участников
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел несколько экспериментов и выяснил, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. В идеале это должна быть группа из 4−5 человек: так, каждый из участников точно успеет озвучить свою идею, а проработка проблемы и анализ будет более глубоким.