Чем опасна зависть в команде и как с ней справиться?

Между здоровой конкуренцией и завистью существует тонкая грань. И если первое стимулирует на достижение лучших результатов, второе демотивирует и постепенно разрушает команду. В этом материале разберем, как выявить зависть в коллективе и взять ее под контроль.
Между здоровой конкуренцией и завистью существует тонкая грань. И если первое стимулирует на достижение лучших результатов, второе демотивирует и постепенно разрушает команду. В этом материале разберем, как выявить зависть в коллективе и взять ее под контроль.

Примеры зависти на работе

Примеры зависти на работе

1
Зависть к начальнику от подчиненных
Кажется, что именно команда выполняет всю основную работу, не спит ночами, а слава в итоге достается руководителю.
2
Зависть к подчиненным от начальника
Да, такое тоже встречается. Из-за проблем с самооценкой многим руководителям кажется, что их команда умнее, чем они сами. Отсюда возникает чувство неполноценности, а затем и зависть: почему они умеют делать то, чего не умею я, ведь я же начальник!
3
Коллега завидует коллеге
Вам кажется, что ваш коллега добился успеха/повышения/похвалы несправедливо, ведь вы работали усерднее, на работу приходили раньше и образование у вас гораздо лучше.
1
Зависть к начальнику от подчиненных
Кажется, что именно команда выполняет всю основную работу, не спит ночами, а слава в итоге достается руководителю.
2
Зависть к подчиненным от начальника
Да, такое тоже встречается. Из-за проблем с самооценкой многим руководителям кажется, что их команда умнее, чем они сами. Отсюда возникает чувство неполноценности, а затем и зависть: почему они умеют делать то, чего не умею я, ведь я же начальник!
3
Коллега завидует коллеге
Вам кажется, что ваш коллега добился успеха/повышения/похвалы несправедливо, ведь вы работали усерднее, на работу приходили раньше и образование у вас гораздо лучше.
На самом деле, сотрудники на всех уровнях уязвимы для зависти. Степень зависти растет пропорционально близости завистника к человеку, который чего-то добился «незаслуженно». Интересный факт: непреодолимое неравенство, которое имеет элемент недосягаемости, вызывает гораздо меньше зависти, чем минимальное неравенство, которое заставляет думать: «Будь у меня такие возможности, я бы тоже смог этого добиться».
На самом деле, сотрудники на всех уровнях уязвимы для зависти. Степень зависти растет пропорционально близости завистника к человеку, который чего-то добился «незаслуженно». Интересный факт: непреодолимое неравенство, которое имеет элемент недосягаемости, вызывает гораздо меньше зависти, чем минимальное неравенство, которое заставляет думать: «Будь у меня такие возможности, я бы тоже смог этого добиться».

Почему зависть в коллективе — это плохо?

Почему зависть в коллективе — это плохо?

Зависть наносит ощутимый ущерб корпоративной культуре и подрывает эффективность организации. Когда человек одержим чужим, а не собственным успехом, он начинает саботировать собственную работу и пренебрегать задачами: «А зачем? Я всё равно не добьюсь того же». Также зависть приводит к обесцениванию собственных, уже имеющихся достижений: человек начинает оценивать их критически, они уже не кажутся ему важными, возникает апатия и неудовлетворение собой.

Яркое отличие зависти от всех других эмоциональных отношений — завистник не хочет взаимности. Он абсолютно точно не хочет, чтобы завидовали ему самому. Тут то и кроется главная причина в коммуникации: агрессивное поведение, игнорирование, прекращение любого взаимодействия.
Зависть наносит ощутимый ущерб корпоративной культуре и подрывает эффективность организации. Когда человек одержим чужим, а не собственным успехом, он начинает саботировать собственную работу и пренебрегать задачами: «А зачем? Я всё равно не добьюсь того же». Также зависть приводит к обесцениванию собственных, уже имеющихся достижений: человек начинает оценивать их критически, они уже не кажутся ему важными, возникает апатия и неудовлетворение собой.

Яркое отличие зависти от всех других эмоциональных отношений — завистник не хочет взаимности. Он абсолютно точно не хочет, чтобы завидовали ему самому. Тут то и кроется главная причина в коммуникации: агрессивное поведение, игнорирование, прекращение любого взаимодействия.

Как выявить зависть у себя?

Первый шаг на пути к избавлению от этого разрушительного чувства — это осознание и признание. Вот небольшой чеклист, который помогает выявить зависть на ранней стадии у себя:

  • Человек избегает сотрудничества, так как не хочет, чтобы другие получали выгоду от работы с ним;
  • Ему что-то не нравится или раздражает в коллеге, но он не может конструктивно объяснить, что именно;
  • Он критически относится к чертам характера коллеги, которые раньше его не беспокоили;
  • Беспредметно критикует коллег, которые добились успеха, обесценивает их достижения;
  • Объясняет успех другого человека исключительно везением, привилегиями, вселенской несправедливостью и так далее;
  • Постоянно чувствует, что его дразнят или обделяют, как ребенка, которому не досталось куска торта на празднике.

После того, как вы признались себе, что завидуете, попытайтесь понять, что именно вызывает у вас это чувство. Узнайте больше о предмете зависти:

  • Что он сделал для того, чтобы оказаться на своем месте?
  • Чем он рисковал или жертвовал для своего успеха?
  • Какие у него есть качества, которых нет у вас?

В конце концов, попробуйте искренне восхититься этим человеком и посмотреть на него не как на врага, а как на пример для подражания. Пообщайтесь, спросите совет, попросите поделиться опытом.

Как выявить зависть у себя?

Первый шаг на пути к избавлению от этого разрушительного чувства — это осознание и признание. Вот небольшой чеклист, который помогает выявить зависть на ранней стадии у себя:

  • Человек избегает сотрудничества, так как не хочет, чтобы другие получали выгоду от работы с ним;
  • Ему что-то не нравится или раздражает в коллеге, но он не может конструктивно объяснить, что именно;
  • Он критически относится к чертам характера коллеги, которые раньше его не беспокоили;
  • Беспредметно критикует коллег, которые добились успеха, обесценивает их достижения;
  • Объясняет успех другого человека исключительно везением, привилегиями, вселенской несправедливостью и так далее;
  • Постоянно чувствует, что его дразнят или обделяют, как ребенка, которому не досталось куска торта на празднике.

После того, как вы признались себе, что завидуете, попытайтесь понять, что именно вызывает у вас это чувство. Узнайте больше о предмете зависти:

  • Что он сделал для того, чтобы оказаться на своем месте?
  • Чем он рисковал или жертвовал для своего успеха?
  • Какие у него есть качества, которых нет у вас?

В конце концов, попробуйте искренне восхититься этим человеком и посмотреть на него не как на врага, а как на пример для подражания. Пообщайтесь, спросите совет, попросите поделиться опытом.

Что делать с завистью в коллективе?

Что делать с завистью в коллективе?

Иногда зависть встречается и на командном уровне. Например, люди могут быть скептично настроены к предложениям, которые выдвинул соседний отдел: соглашаясь с их инновацией, они как бы признают, что те специалисты додумались до решения раньше, а значит, они лучше и успешнее. Безусловно, это снижает общий уровень креативности и доверия, а также создает почву, в которой не приживаются новые идеи. Зачастую сотрудники готовы позаимствовать идеи у других компаний, ведь «внешний» конкурент менее опасен, чем «внутренний».

И хотя зависть естественна, ею можно управлять. Как менеджеру, вам, возможно, придется иметь дело с завистью, направленной не только на ваших коллег, но и на вас самих. Вы не можете это контролировать, отказывая в продвижении по службе лучшим членам команды или отказываясь от вознаграждений за свои собственные результаты. Вместо этого признайте, что успех неизбежно порождают зависть, а затем воспользуйтесь этими советами!
Иногда зависть встречается и на командном уровне. Например, люди могут быть скептично настроены к предложениям, которые выдвинул соседний отдел: соглашаясь с их инновацией, они как бы признают, что те специалисты додумались до решения раньше, а значит, они лучше и успешнее. Безусловно, это снижает общий уровень креативности и доверия, а также создает почву, в которой не приживаются новые идеи. Зачастую сотрудники готовы позаимствовать идеи у других компаний, ведь «внешний» конкурент менее опасен, чем «внутренний».

И хотя зависть естественна, ею можно управлять. Как менеджеру, вам, возможно, придется иметь дело с завистью, направленной не только на ваших коллег, но и на вас самих. Вы не можете это контролировать, отказывая в продвижении по службе лучшим членам команды или отказываясь от вознаграждений за свои собственные результаты. Вместо этого признайте, что успех неизбежно порождают зависть, а затем воспользуйтесь этими советами!
Делитесь успехами
Менеджеры, которые делят славу с подчиненными и продвигают не только себя, но других сотрудников, помогают и команде, и самому себе. Вознаграждайте работников признанием и уважением — так, вы сможете воспитать в своей команде не просто классных специалистов, но и союзников, будущих мощных лидеров.
Сделайте дефицитное доступным
Часто люди в командах соревнуются за ресурсы, которые, по их мнению, ограничены. Некоторые ресурсы, безусловно, ограничены (например, бюджеты), но вы можете легко увеличить другие их виды. Например, вы замечаете, что ваша команда постоянно борется за ваше внимание и переживает, что кому-то не хватит времени на разговор с вами или на выступление на собрании. Вы можете гарантировать каждому члену команды хотя бы 30 минут общения каждую неделю. В таком случае, ни у кого не будет возникать ощущения обделенности.
Разделите сферы влияния
Как мы уже написали выше, чем сильнее перекрещиваются интересы, тем выше вероятность возникновения зависти. Сделайте так, чтобы у завистника осталось как можно меньше путей для сравнения — разграничьте сферы влияния двух сотрудников. Это позволит двум людям сотрудничать и учиться друг у друга, при этом их работа не будет сопоставим напрямую — ее нельзя будет сравнить с использованием одних и тех же показателей.
Избегайте триггеров
Порой менеджеры непреднамеренно разжигают зависть, давая понять, что они особенно ценят определенные черты характера. Это выражается в словах, вербальных и невербальных сигналах. В итоге те, кто не обладает этими качествами, будет чувствовать себя уязвимо и начнет завидовать «любимчикам». Поэтому будьте аккуратны в выборе слов: например, вместо того, чтобы поощрять отдельно «лидерство», сделайте фокус на сотрудничестве
Делитесь успехами
Менеджеры, которые делят славу с подчиненными и продвигают не только себя, но других сотрудников, помогают и команде, и самому себе. Вознаграждайте работников признанием и уважением — так, вы сможете воспитать в своей команде не просто классных специалистов, но и союзников, будущих мощных лидеров.
Сделайте дефицитное доступным
Часто люди в командах соревнуются за ресурсы, которые, по их мнению, ограничены. Некоторые ресурсы, безусловно, ограничены (например, бюджеты), но вы можете легко увеличить другие их виды. Например, вы замечаете, что ваша команда постоянно борется за ваше внимание и переживает, что кому-то не хватит времени на разговор с вами или на выступление на собрании. Вы можете гарантировать каждому члену команды хотя бы 30 минут общения каждую неделю. В таком случае, ни у кого не будет возникать ощущения обделенности.
Разделите сферы влияния
Как мы уже написали выше, чем сильнее перекрещиваются интересы, тем выше вероятность возникновения зависти. Сделайте так, чтобы у завистника осталось как можно меньше путей для сравнения — разграничьте сферы влияния двух сотрудников. Это позволит двум людям сотрудничать и учиться друг у друга, при этом их работа не будет сопоставим напрямую — ее нельзя будет сравнить с использованием одних и тех же показателей.
Избегайте триггеров
Порой менеджеры непреднамеренно разжигают зависть, давая понять, что они особенно ценят определенные черты характера. Это выражается в словах, вербальных и невербальных сигналах. В итоге те, кто не обладает этими качествами, будет чувствовать себя уязвимо и начнет завидовать «любимчикам». Поэтому будьте аккуратны в выборе слов: например, вместо того, чтобы поощрять отдельно «лидерство», сделайте фокус на сотрудничестве.
Разработаем
Будьте уверены: если какой-то процесс связан с работой с персоналом — мы точно поможем.
любой процесс
Погрузимся в задачу и сделаем под ключ: от написания ТЗ до конечного обучения персонала.

Поделитесь контактами и кратко опишите задачу. Мы свяжемся с вами и начнём готовить техническое задание.
и
автоматизируем